Версия для слабовидящих

«В XXI веке село перестает быть периферией»

30 сентября 2024

Публикуем статью из газеты «Единая Россия». Опорный край»

Проект учителя одной из сы­сертских сельских школ Андрея Сальцева «Село XXI века» был от­мечен весной как один из самых ярких на региональном этапе Всерос­сийского конкурса гражданских инициатив сторонников «Единой России».

Андрей Сальцев родился в малень­ком селе, но большую часть жизни прожил в Екатеринбурге. Год назад его пригласили работать в школе № 16 в селе Никольское Сысертско­го городского округа – и жизнь раз­вернулась на 180 градусов.

Наш разговор – о новых формах и смыслах сельских поселений.

– Андрей Александрович, как по­явилась идея разработать концеп­цию села нового времени?

– После того как год назад я при­шел в сельскую школу в качестве и. о. директора, был удивлен, что во­просами села будущего сегодня за­нимаются или городские жители с их идеализированным представлением, или руководители в АПК, которых ин­тересуют конкретные проекты, при­носящие прибыль, при этом часто с применением устаревших технологий. А всесторонних исследований в ди­намике – с изменяющейся структурой населения, занятости, коммуникаций, логистики – не нашел.

Связался с Российским союзом сельской молодежи – они предста­вили статистику по оттоку молодежи, сельхозземлям… но комплексного исследования у них тоже не было. Сегодня на наших глазах сельские поселения начинают приобретать новые формы, смыслы и содержание.

Мы, свердловчане, можем первыми создать методологическую базу по исследованию села XXI века. Поэтому я придумал фестиваль-практикум «Деревня XXI: школа новой жиз­ни», который прошел в конце мая. Большую поддержку получили от Сы­сертского городского округа, коллег из Перми, Оренбуржья, Дагестана.

Мы исследуем и то, как наши села соотносятся с уральской инженерной школой, горнозаводской традицией. Сельские поселения у нас разительно отличаются от сел в том же Дагеста­не или даже Оренбуржье.

– К какому выводу пришли участ­ники форума: каким должно быть село XXI века?

– Хотелось бы, чтобы ответ на этот вопрос мы продолжали искать все вме­сте. Но могу сказать точно: деревня – это больше не периферия. Ощуще­ние провинции осталось жить только в наших головах. Сегодня село – это уже не чисто сельскохозяйственная территория, а компонент большой си­стемы – производственной, культурной, отчасти это и промышленная история. Вероятно, в скором будущем на селе будет все больше небольшого семей­ного мелкосерийного производства, в том числе связанного с внедрением технологий малой энергетики, может быть, небольших ядерных энергоустановок. То есть село будет все более технологичным (современная ферма сегодня – это уже высокотехнологич­ное производство: там нужны инже­неры, хорошие биохимики).

Современное село нужно проекти­ровать, и делать это быстро: реурба­низация идет полным ходом. И можно получить «фавелы» вокруг Екатерин­бурга, а можно – высокоразвитую агло­мерационную территорию. Разработка концепции может дать новый толчок территориальному развитию. Сейчас, насколько я вижу, об этом говорят только в русле развития внутренне­го туризма, но тема гораздо глубже. Индустриализацию 2.0 необходимо рассматривать в контексте развития и сельских территорий.

Наблюдаю достаточно ощутимый отток населения из крупных городов в сельскую местность. Это начитанные люди, у которых свои идеи, как обустраивать жизнь на селе. Различные культуры «сталкиваются» друг с другом: это и люди, которые привозят в деревню нова­торство, и те, кто все еще за сохранение традиционного производства, это городские и местные жители. Школа села XXI века должна уметь это все объединять, чтобы возникла синергия, совмест­ное социальное творчество. Речь идет не о националь­ном различии культур – мы бок о бок живем много лет с татарами, башкирами и многими другими народ­ностями, в этом проблемы давно нет. Речь именно о столкновении культур, свя­занных с образом жизни: городской технологичной и условно-сельской.

Мы с нашим проектом в Сысерт­ском городском округе постараемся стать методологическим центром по изучению села XXI века – и хотим, чтобы этот творческий процесс ох­ватил Сибирь, Южный Урал и все дру­гие регионы.

– Вы говорили, что от этого про­екта хотели бы еще получить внят­ный ответ на вопрос: чему учить детей в перспективе хотя бы бли­жайших 10 лет?

– Наша школа № 16 в селе Николь­ское непростая: здесь учатся очень одаренные дети, которые показывают отличные результаты, но потом часто не находят себя в жизни, а некоторые прямо со школы ставят на себе крест, часто опираясь на мнение взрослых. Это, конечно, нужно трансформиро­вать в позитивные и конструктивные жизненные стратегии.

С различными идеями обращают­ся предприниматели, которым тоже интересно участвовать в создании сельской школы нового времени. Вме­сте думаем, какой образовательный проект можно сделать совместно. С фермерским хозяйством «Николь­ская слобода» обсуждаем проект по исследованию перспективных техно­логий пищевого производства, пода­ли заявку на конкурс в русле проекта «Уральская инженерная школа 2.0» для получения соответствующего оборудования.

Параллельно решаем задачи, кото­рые возникают в рабочем порядке (их трудно предсказать). Вот, например, та же заявка на конкурс, о котором я сказал выше: она не предполагает, что ее будет заполнять сельская шко­ла и рассчитана на городские школы. Как тут быть?

Я думаю, этот опыт, когда мы его систематизируем и опишем, будет очень полезен нашим коллегам из других школ.

Если у кого-то есть желание при­соединиться и серьезно поработать над заявленной темой «Село XXI века» – будем рады.

 

Топ-5 новых идей школы села XXI века:

Рассказывает Андрей Сальцев:

По результатам фестиваля-практику­ма «Село 21 века: школа новой жизни» было принято решение организовать в Сысертском городском округе Педагогическую лабораторию.

Идею уже поддержали УрФУ, УрГАУ, Институт развития образования и «Деловая Россия».

Ближайшие задачи педагогической лаборатории:

1. Разработка методики «Межпро­странственных уроков» - модели, в ко­торой совмещаются технологии очного и удаленного обучения.

2. Разработка программ подготовки учителей-универсалов, способных ве­сти межпредметные проектные группы, которые в условиях малокомплектных школ могут стать альтернативой класси­ческого классно-урочного обучения без изменения текущего законодательства.

3. Организация волонтерских про­ектов со старшими школьниками в рус­ле концепции «Обучение служением».

4. Формирование отдельного направ­ления проекта «Уральская инженерная школа 2.0», занимающегося подготовкой технических кадров для предприятий агропромышленного комплекса.

5. Разработка уроков для проекта «Шко­ла под открытым небом» - современные технологии образовательного туризма.

И, конечно, дальнейшее исследование феномена села 21 века.

 

Комментарий

Дмитрий Нисковских: «У сельских школ есть преимущества перед городскими»

Дмитрий Нисковских – секре­тарь Сысертского местного отделе­ния «Единой России», глава Сысерт­ского городского округа:

– Конечно, новая реальность села XXI века требует нового осмысления. Деревня сегодня и 30 лет назад – небо и земля.

В сельских школах полным ходом идет переосмысление подходов к образованию. У учеников сельских школ есть возможность увидеть применение новых современных технологий непо­средственно на производстве. Напри­мер, в школе № 16 в Никольском уро­ки химии, биологии могут включать и экскурсии на молочную ферму в Никольской Слободе, где школьники наблюдают процесс молочнокислого брожения, приготовления сметаны, творога. А уроки биологии есть идея разнообразить посещениями природ­ного парка «Бажовские места» – это интереснейшее место для натурных ис­следований.

Это преимущества сельских школ перед городскими. И возможностей для творчества на селе море не толь­ко в образовании, но и для молодых специалистов!

Ну и сама по себе атмосфера в сельской местности более размерен­ная, спокойная. Не для сравнения, конечно, а просто к слову: Импера­торский Царскосельский лицей, ко­торый являл собой пример лучшего подхода к образованию, был распо­ложен именно в отдаленной о горо­да местности, которая на тот момент являлась сельской.

В развитие национального про­екта «Образование» и партийных проектов «Единой России» «Новая школа», «Российское село» мы предлагаем тиражировать разработан­ные в Сысертском городском округе идеи, мыслеформы «села XXI века» в других территориях Свердловской области и в целом по России. Это и история про новые подходы к под­готовке учителей. Благодаря нашей партии в этот творческий процесс можно вовлечь широкий круг экс­пертов, законотворцев…

 

Прочитать новый выпуск газеты можно здесь.

Архив номеров – здесь.