Проект учителя одной из сысертских сельских школ Андрея Сальцева «Село XXI века» был отмечен весной как один из самых ярких на региональном этапе Всероссийского конкурса гражданских инициатив сторонников «Единой России».
Андрей Сальцев родился в маленьком селе, но большую часть жизни прожил в Екатеринбурге. Год назад его пригласили работать в школе № 16 в селе Никольское Сысертского городского округа – и жизнь развернулась на 180 градусов.
Наш разговор – о новых формах и смыслах сельских поселений.
– Андрей Александрович, как появилась идея разработать концепцию села нового времени?
– После того как год назад я пришел в сельскую школу в качестве и. о. директора, был удивлен, что вопросами села будущего сегодня занимаются или городские жители с их идеализированным представлением, или руководители в АПК, которых интересуют конкретные проекты, приносящие прибыль, при этом часто с применением устаревших технологий. А всесторонних исследований в динамике – с изменяющейся структурой населения, занятости, коммуникаций, логистики – не нашел.
Связался с Российским союзом сельской молодежи – они представили статистику по оттоку молодежи, сельхозземлям… но комплексного исследования у них тоже не было. Сегодня на наших глазах сельские поселения начинают приобретать новые формы, смыслы и содержание.
Мы, свердловчане, можем первыми создать методологическую базу по исследованию села XXI века. Поэтому я придумал фестиваль-практикум «Деревня XXI: школа новой жизни», который прошел в конце мая. Большую поддержку получили от Сысертского городского округа, коллег из Перми, Оренбуржья, Дагестана.
Мы исследуем и то, как наши села соотносятся с уральской инженерной школой, горнозаводской традицией. Сельские поселения у нас разительно отличаются от сел в том же Дагестане или даже Оренбуржье.
– К какому выводу пришли участники форума: каким должно быть село XXI века?
– Хотелось бы, чтобы ответ на этот вопрос мы продолжали искать все вместе. Но могу сказать точно: деревня – это больше не периферия. Ощущение провинции осталось жить только в наших головах. Сегодня село – это уже не чисто сельскохозяйственная территория, а компонент большой системы – производственной, культурной, отчасти это и промышленная история. Вероятно, в скором будущем на селе будет все больше небольшого семейного мелкосерийного производства, в том числе связанного с внедрением технологий малой энергетики, может быть, небольших ядерных энергоустановок. То есть село будет все более технологичным (современная ферма сегодня – это уже высокотехнологичное производство: там нужны инженеры, хорошие биохимики).
Современное село нужно проектировать, и делать это быстро: реурбанизация идет полным ходом. И можно получить «фавелы» вокруг Екатеринбурга, а можно – высокоразвитую агломерационную территорию. Разработка концепции может дать новый толчок территориальному развитию. Сейчас, насколько я вижу, об этом говорят только в русле развития внутреннего туризма, но тема гораздо глубже. Индустриализацию 2.0 необходимо рассматривать в контексте развития и сельских территорий.
Наблюдаю достаточно ощутимый отток населения из крупных городов в сельскую местность. Это начитанные люди, у которых свои идеи, как обустраивать жизнь на селе. Различные культуры «сталкиваются» друг с другом: это и люди, которые привозят в деревню новаторство, и те, кто все еще за сохранение традиционного производства, это городские и местные жители. Школа села XXI века должна уметь это все объединять, чтобы возникла синергия, совместное социальное творчество. Речь идет не о национальном различии культур – мы бок о бок живем много лет с татарами, башкирами и многими другими народностями, в этом проблемы давно нет. Речь именно о столкновении культур, связанных с образом жизни: городской технологичной и условно-сельской.
Мы с нашим проектом в Сысертском городском округе постараемся стать методологическим центром по изучению села XXI века – и хотим, чтобы этот творческий процесс охватил Сибирь, Южный Урал и все другие регионы.
– Вы говорили, что от этого проекта хотели бы еще получить внятный ответ на вопрос: чему учить детей в перспективе хотя бы ближайших 10 лет?
– Наша школа № 16 в селе Никольское непростая: здесь учатся очень одаренные дети, которые показывают отличные результаты, но потом часто не находят себя в жизни, а некоторые прямо со школы ставят на себе крест, часто опираясь на мнение взрослых. Это, конечно, нужно трансформировать в позитивные и конструктивные жизненные стратегии.
С различными идеями обращаются предприниматели, которым тоже интересно участвовать в создании сельской школы нового времени. Вместе думаем, какой образовательный проект можно сделать совместно. С фермерским хозяйством «Никольская слобода» обсуждаем проект по исследованию перспективных технологий пищевого производства, подали заявку на конкурс в русле проекта «Уральская инженерная школа 2.0» для получения соответствующего оборудования.
Параллельно решаем задачи, которые возникают в рабочем порядке (их трудно предсказать). Вот, например, та же заявка на конкурс, о котором я сказал выше: она не предполагает, что ее будет заполнять сельская школа и рассчитана на городские школы. Как тут быть?
Я думаю, этот опыт, когда мы его систематизируем и опишем, будет очень полезен нашим коллегам из других школ.
Если у кого-то есть желание присоединиться и серьезно поработать над заявленной темой «Село XXI века» – будем рады.
Топ-5 новых идей школы села XXI века:
Рассказывает Андрей Сальцев:
По результатам фестиваля-практикума «Село 21 века: школа новой жизни» было принято решение организовать в Сысертском городском округе Педагогическую лабораторию.
Идею уже поддержали УрФУ, УрГАУ, Институт развития образования и «Деловая Россия».
Ближайшие задачи педагогической лаборатории:
1. Разработка методики «Межпространственных уроков» - модели, в которой совмещаются технологии очного и удаленного обучения.
2. Разработка программ подготовки учителей-универсалов, способных вести межпредметные проектные группы, которые в условиях малокомплектных школ могут стать альтернативой классического классно-урочного обучения без изменения текущего законодательства.
3. Организация волонтерских проектов со старшими школьниками в русле концепции «Обучение служением».
4. Формирование отдельного направления проекта «Уральская инженерная школа 2.0», занимающегося подготовкой технических кадров для предприятий агропромышленного комплекса.
5. Разработка уроков для проекта «Школа под открытым небом» - современные технологии образовательного туризма.
И, конечно, дальнейшее исследование феномена села 21 века.
Комментарий
Дмитрий Нисковских: «У сельских школ есть преимущества перед городскими»
Дмитрий Нисковских – секретарь Сысертского местного отделения «Единой России», глава Сысертского городского округа:
– Конечно, новая реальность села XXI века требует нового осмысления. Деревня сегодня и 30 лет назад – небо и земля.
В сельских школах полным ходом идет переосмысление подходов к образованию. У учеников сельских школ есть возможность увидеть применение новых современных технологий непосредственно на производстве. Например, в школе № 16 в Никольском уроки химии, биологии могут включать и экскурсии на молочную ферму в Никольской Слободе, где школьники наблюдают процесс молочнокислого брожения, приготовления сметаны, творога. А уроки биологии есть идея разнообразить посещениями природного парка «Бажовские места» – это интереснейшее место для натурных исследований.
Это преимущества сельских школ перед городскими. И возможностей для творчества на селе море не только в образовании, но и для молодых специалистов!
Ну и сама по себе атмосфера в сельской местности более размеренная, спокойная. Не для сравнения, конечно, а просто к слову: Императорский Царскосельский лицей, который являл собой пример лучшего подхода к образованию, был расположен именно в отдаленной о города местности, которая на тот момент являлась сельской.
В развитие национального проекта «Образование» и партийных проектов «Единой России» «Новая школа», «Российское село» мы предлагаем тиражировать разработанные в Сысертском городском округе идеи, мыслеформы «села XXI века» в других территориях Свердловской области и в целом по России. Это и история про новые подходы к подготовке учителей. Благодаря нашей партии в этот творческий процесс можно вовлечь широкий круг экспертов, законотворцев…
Прочитать новый выпуск газеты можно здесь.
Архив номеров – здесь.