3 апреля в Нижнем Новгороде на площадке Корпоративного университета правительства Нижегородской области стартовал региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». В этом году мероприятие проходит в юбилейный, 10-й раз, для участия в нем были отобраны 455 человек.
В состязании принимают участие школьники старше 14 лет, студенты и специалисты. Испытания пройдут с 8 по 15 апреля на площадках сразу 14 образовательных учреждений. Если в 2016 году нижегородцы состязались только по двум компетенциям, то в этом году на областном этапе чемпионата представлено уже 46 различных компетенций.
Чемпионат открылся ярмаркой образовательных возможностей для людей с ограничениями здоровья «Навигатор безграничных возможностей», которая проводится в рамках проекта «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства», инициированного Министерством науки и высшего образования России.
«В нашей стране существует огромное количество образовательных возможностей, и их необходимо сделать доступными для ребят с особенностями здоровья. Наш проект поможет разобраться в деталях и выстроить действительно работающую систему инклюзивного образования на всех этапах, от старта обучения до трудоустройства. Нижегородская область — это регион с большим потенциалом, традициями и практиками в инклюзивном образовании. Уверена, что нижегородский опыт позволит создать „бесшовную“ систему инклюзивного образования для молодёжи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», — отметила заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова.
Ярмарка объединила около 200 гостей и представителей 17 образовательных организаций. Кроме выставки, для посетителей были организованы мастер-классы по таким темам, как «Знакомство с профессиями через культурную практику конструирования в инклюзивном пространстве» от детского сада № 365, «Инклюзия без иллюзий» от ННГУ им. Н. И. Лобачевского, «Игротехническое моделирование «Моя будущая профессия» от НГПУ им. К. Минина и другие.
«Мы работаем для того, чтобы слово «инклюзия» перестало быть просто красивым термином, а стало повседневной реальностью. На ярмарке собрались те, кому небезразлично будущее особенных ребят. Они смогли своими глазами увидеть и „примерить“ образовательные возможности нашего региона. Каждый ребенок, вне зависимости от особенностей, заслуживает не формального „доступа к образованию“, а по-настоящему качественного обучения, которое раскроет его таланты», — сказал руководитель межведомственной группы проекта «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства» Роман Пономаренко.
Дети с особенностями здоровья смогли познакомиться с программами образовательных учреждений и получить карьерные консультации. Родители и специалисты представили свои предложения по совершенствованию системы инклюзивного образования на панельной дискуссии «Возможности региона для построения образовательного и карьерного маршрута людей с инвалидностью и ОВЗ».
Участники обсудили вопросы увеличения денежного фонда для поощрения финалистов регионального чемпионата «Абилимпикс», вовлечения родительского сообщества в работу учреждений системы образования, выделения особой квоты для обучения в колледжах и техникумах детей с ОВЗ. Все предложения будут рассмотрены ведомствами региона и взяты в работу.
Напомним, Нижегородская область является одним из шести опорных регионов федерального проекта «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства». Его цель — создать условия для успешной социализации, образования и трудоустройства людей с инвалидностью и ОВЗ. В регионе в проекте участвуют уже 19 образовательных организаций и 14 работодателей, представляющих средние профессиональные и высшие учебные заведения.