За последние несколько десятилетий изменился уклад жизни многих семей, деформировались внутрисемейные отношения, изменялись жизненные приоритеты, нарастала конфликтность во внутрисемейных отношениях.
Деструктивное влияние проявившихся негативных тенденций продолжает сказываться на состоянии современной российской семьи. Особенно остро происходящие изменения отражаются на ее воспитательной функции. Сверхзанятость родителей, их сосредоточенность на решении материальных проблем семьи зачастую приводят к дефициту общения родителей с детьми, отчужденности в детско-родительских отношениях. Дистанцирование институтов социума, в первую очередь образовательных учреждений, от семьи и проблем воспитания детей в конце ХХ в. усугубило данную ситуацию, отрицательно сказалось на уровне психолого-педагогической культуры родителей. Значительная часть российских семей испытывает трудности в реализации воспитательной функции, обеспечении развития детей, их безопасности и защищенности. Снижение воспитательного потенциала семьи обусловливает необходимость поиска оптимальных форм ее поддержки, адекватных современным реалиям и приоритетам социальной политики, ориентированной на активную субъектную позицию семьи во всех сферах ее жизнедеятельности.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена:
– потребностями современной российской семьи в поддержке, способствующей укреплению ее воспитательного потенциала, решению сложного комплекса педагогических проблем, связанных с жизнедеятельностью детей в семье;
– приоритетами современного общества и государства, повышением требований к семье как полноправному субъекту собственной жизнедеятельности, уникальному институту воспитания и социализации подрастающих поколений;
– востребованностью эффективных форм и видов поддержки семей, направленных на активизацию их субъектной роли, укрепление и развитие воспитательного потенциала; интеграцию в этих целях имеющихся ресурсов институтов социума