Старшее поколение
В социально-демографической структуре современного общества, в ряду социальных слоёв и групп, которые можно и нужно рассматривать как объекты социальной поддержки и помощи, одно из первых мест занимает такая категория как пожилые люди.
Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения Санкт-Петербурга постоянно увеличивается. Средний возраст жителей Санкт-Петербурга выше, чем в целом по Российской Федерации.
В связи с этим, в Санкт-Петербурге особое внимание уделяется работе со старшим поколением. Сегодня в Санкт-Петербурге проживают более 1,3 миллиона жителей пенсионного возраста, что составляет почти четверть всего населения города. Социальная политика города направлена не только на создание достойных условий для их жизни, но и на вовлечение в общественную жизнь, создание условий для того, чтобы каждый мог заниматься любимым делом, тем самым продлевая годы своей жизни.
В сложившейся ситуации проблемы обеспечения достойной старости, продления активной позиции граждан пожилого возраста в жизни общества, оказания квалифицированных медицинских услуг, сохранения способности к самообслуживанию, предоставления с учетом индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста адресной социальной помощи, различных мер социальной поддержки и форм социального обслуживания являются актуальными задачами социальной политики города.
В Санкт-Петербурге утверждена государственная региональная программа «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы», работает Общественный совет по проблемам пожилых. Социальные услуги ветеранам оказывают 35 государственных учреждений. В районах города работают 19 комплексных центров социального обслуживания населения. Открыты 20 специальных жилых домов для одиноких петербуржцев старшего поколения.
Кроме того, разработаны и успешно внедрены новые сервисы поддержки пенсионеров - «Социальное такси», «Тревожная кнопка», «Служба сиделок», прокат технических средств реабилитации и другие.
За последние годы произошло увеличение количества специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Тенденция увеличения количества специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста обусловлена увеличением количества людей старших возрастов, состоянием здоровья пожилых людей, их потребностями в предоставлении более широкого спектра услуг, а также в посещении не только социальным работником, но и медицинской сестрой. Статистические данные свидетельствуют, что и в последующие годы ожидается увеличение числа специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста.
Однако в условиях ежегодного увеличения количества граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге необходимо уделять внимание и гражданам пожилого возраста, сохранившим способность к самообслуживанию, но нуждающихся в создании условий поддержания их активности.
Гражданам, вышедшим на пенсию, сложно адаптироваться к внезапно изменившимся условиям, нередко возникает психологический дискомфорт в связи с невозможностью организовать свободное время, реализовать имеющийся потенциал, применить накопленные знания и профессиональный опыт. Проблемы интеграции в общество присущи и гражданам преклонного возраста. Для решения таких социальных и нравственных проблем как одиночество, вынужденная изолированность от общества, ограничения возможности активного участия в общественной жизни, в настоящее время в 19-ти комплексных центрах социального обслуживания населения функционируют 36 социально-досуговых отделений, в которых организованы 570 клубов (кружков, студий, классов) по интересам, танцевальные студии, кружки декоративно-прикладного творчества, осуществляется обучение пожилых людей иностранным языкам, проводятся лекции, конкурсы, встречи с интересными людьми, танцевальные вечера, патриотические мероприятия, направленные на развитие межпоколенческого взаимодействия молодежи и граждан пожилого возраста.
Следует отметить, что в связи с востребованностью пожилыми людьми такой формы социального обслуживания, количество социально-досуговых отделений ежегодно возрастает и за семь лет их количество увеличилось на 16 отделений.
В современных условиях жизни потребности пожилых людей значительно возросли, многие граждане пожилого возраста стремятся к приобретению новых знаний, способствующих развитию личности и занятию уверенной позиции в обществе. В последние годы пожилыми людьми востребованы занятия по бесплатному обучению навыкам компьютерной грамотности. Многие пожилые люди, вышедшие на пенсию, имеют силы и желание продолжать трудовую деятельность, однако в условиях конкуренции с гражданами трудоспособного возраста испытывают проблемы с трудоустройством. Реализация Совместного плана мероприятий по содействию гражданам пожилого возраста в трудоустройстве на 2011-2013 годы и Комплекса мер, направленных на повышение занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста, на 2012-2013 годы, утвержденного 29.03.2012 первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, позволила многим пожилым людям (в 2011 году - 2,9 тыс.чел., в 2012 году - 4,4 тыс.чел., в 2013 году - 4,4 тыс.чел.) трудоустроиться, тем самым повысить свое финансовое положение.
Граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие Российской Федерации, стремятся к осуществлению трудовой деятельности, являются создателями значимой части материальных благ, активно участвуют в процессах социального развития, сохраняют и приумножают богатство культуры страны и передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений. Поэтому важнейшим вектором государственной политики должна оставаться функция обеспечения межпоколенческого диалога, вовлечение людей старшего возраста в активную трудовую и творческую деятельность.
Складывающаяся демографическая ситуация ставит новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные не только на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности, но и на создание условий для активного участия их в политической, социальной и в иных сферах деятельности общества.